Привет!
Меня зовут Neji201. В пространстве искусства я позиционирую себя как создатель-рассказчик. Поэтому в моем псевдониме есть число 201, означающее код «created» на языке HTML. Мои произведения изображают события: иногда это репортажные зарисовки из жизни, иногда иллюстрации к придуманным сказкам. Нарративность творчества подчеркивается нарочито литературной стилистикой названий работ: зритель как-будто берет в руки книгу и читает ее заголовок.
Библейское изречение «Вначале было слово» отлично описывает мой принцип работы. Я обращаюсь к библейской теме, поскольку религия и вдохновленное ей средневековое искусство также выстраиваются вокруг слова, языка и игры знаков. С 2022 года я создаю собственную энциклопедию «201», в которой собираю иллюстрации символов из своих произведений и пишу к ним краткие пояснения. В моем творчестве можно заметить схожие стилевые особенности со средневековым искусством: плоские объекты, хаотичные композиции с искажением хронотопа, и изображения «бродячих сюжетов» с помощью субъективных аллегорий. Мои работы выглядят сумбурно, наивно и развлекательно, как сказки. Мне это нравится. Но стоит чуть всмотреться в действие, которое разворачивается внутри картин или инсталляций, можно увидеть паттерн извечной борьбы добра и зла, а если еще внимательнее — уловить очертания злободневных общественных катастроф. Напряжение противоположностей, которое является лейтмотивом в моем искусстве — вторая подсказка для интерпретации псевдонима: согласно слоговой азбуке Хирогане и Катакане Японии, «ne» — это «+», а «ji» — «-». Для кого-то может быть удивительным, но все мои работы о людях: они являются либо портретами, сложенными из моих ассоциаций с человеком, либо изображением противоречивых социальных взаимоотношений.
Аллегорическо-иронический принцип изображения серьезной реальности несерьезным способом роднит меня с художниками постмодернистского толка. С одной стороны, язык массовой культуры (который я также часто использую с помощью упоминания популярных героев) понятен зрителю, когда речь идет об описании борьбы противоположностей. А с другой — сегодня он кажется мне самым подходящим для трудного разговора со зрителем, после которого он не опустит руки еще сильнее.
Так мое творчество — это практически «произвольный», «пустой знак», если выражаться языком семиотика Ф. де Соссюра. Для кого-то моя работа может стать незамысловатым развлечением, чуть раскрасившим жизнь в яркие краски, а для кого-то — художественно-социальным заявлением, горькой насмешкой над повесткой, облеченной в разноцветный ребус. Когда я путешествовала по миру, поняла, что люди смотрят на один и тот же предмет с разных сторон. Единого понимания достичь невозможно. Я люблю, когда смысл моих работ зритель придумывает сам исходя из личного культурного багажа, мировоззрения и культуры. Я только начинаю рассказ, а он его заканчивает.
БИОГРАФИЯ:
Наиля Айзатуллова, известная под псевдонимом Neji201, родилась в Казани в 1994 году. В 2018 году окончила КГАСУ по специальности «архитектурное проектирование», а в 2022 — КХУ им. Н.И. Фешина по специальности «живопись». Также Наиля училась в архитектурных студиях «Moon Hoon» (Сеул), «Архитектурная студия Новиковых» (Казань) и «Nio» (Роттердам). На счету художницы семь персональных выставок, среди которых «Brave New World» (Национальная библиотека РТ, Казань, 2022); «Остров» (Belova Art Gallery, Казань, 2021); «Оазис» (станция метро «Яшьлек», Казань, 2021), а также 15 групповых в различных городах России и Европы.
Основными концептуальными составляющими творчества Neji201 являются перманентный эксперимент с техникой и формами искусства, интерес к репортажности и событийности, а также доминирующий нарративный принцип, проявляющийся в создании и изображении сказочных и аллегорических сюжетов. С 16 лет Наиля занимается фотографией, особенно ее увлекает репортажная съемка. Ее снимки (как и некоторые живописные работы) напоминают кадры из кино. Интересно, что мама художницы по профессии режиссер. В 2017 году Neji201 создает проект koji suzuki, существующий до сих пор, и отражающий жизнь с помощью черно-белой фотографии.
Наиля Айзатуллова много путешествует по миру: от Европы до Азии и Африки, что накладывает отпечаток на ее творчество. Так появились сюрреалистические диджитал-коллажи из архива личных фотографий из путешествий, а также совместный фотопроект с путешественником и блогером Леонидом Пашковским. Во время путешествий Наиля осознала важную для себя идею, которая в дальнейшем стала концептуальной основой ее художественного языка — нельзя смотреть на один и тот же предмет одинаково, каждый человек будет в нем видеть что-то свое. Данная идея лежит в основе живописи художницы, но напрямую проиллюстрирована в работе «Сад бестиарий» (2021) и инсталляции «Оазис» (2021).
На сегодняшний день Наиля работает в сфере дизайна и современного искусства. Живет в Казани.